О нас

Рекламодателям

Контакты

#2(2)2014

СОДЕРЖАНИЕ

СТРОИТЕЛЬСТВО

МЕДИЦИНА

МЕДИЦИНА

СТРОИТЕЛЬСТВО

АГРОСЕКТОР

15 фактов ОБ ЭКСПО

КУЛЬТУРА

CULTURE

БИЗНЕС

«Корпорация «БЕРЕКЕ А» – вместе строим будущее!

 

 

Миссия и функции противочумных учреждений в национальной системе защиты прав потребителей

 

Mission and functions of the plague control institutions in the national system of the consumers’ rights protection

 

 

Тимур СУЛЕЙМЕНОВ:

«Дизайн – это система мышления»

 

 

Мини-выставка ЭКСПО-2014

 

 

15 фактов ОБ ЭКСПО

 

 

Исповедь: наедине с собой

 

Confession: alone with yourself

 

Джамиля СЕРКЕБАЕВА:

«Где бы я ни жила, меня все время тянуло домой!»

 

Плюсы и минусы казахстанского кино

«АРТиШОК»: новый эксперимент

Сайлаухан АУЕЛБАЕВА:

«В жизни уникален каждый момент»

 

 

Франчайзинг* – мир новых возможностей

Как правильно защитить свой бизнес

 

 

ТИМУР СУЛЕЙМЕНОВ:

«ДИЗАЙН – ЭТО СИСТЕМА МЫШЛЕНИЯ»

Разговор с бессменным председателем творческого Союза происходил в новом помещении, в момент, когда только «распаковывались чемоданы». Еще чувствовался запах свежей краски и новых строительных материалов, рабочие прибивали последние гвозди. Союз дизайнеров Казахстана несколько лет назад потерял свое собственное здание и за это время успел сменить несколько адресов. Обычная ситуация: «сапожник без сапог».

 

 

 

Про исчезающий облик города, память и 1987 год.

 

 

Тимур Бимашевич, что с вашим зданием на Казбек би – Калдаякова? Неужели совсем потеряли?

 

– Мы долго боролись за то, чтобы это здание нам отдали. В той нищенской ситуации, в какой оказались все творческие Союзы, а их у нас 10, это было непросто. Сейчас нашелся инвестор, и если бы не переезд, у нас все упаковано в коробках, я бы показал вам проект нового здания, которое будет построено на прежнем месте. Оно универсальное, что-то вроде бизнес-центра из железа и бетона. Нам обещали определенную долю, теперь сидим и ждем.

 

 

 

А как же сохранение исчезающего облика города? Подобные «коробки» из стекла и бетона делают Алматы похожим на все другие мегаполисы мира! Неужели нельзя было его восстановить?

 

– Нельзя! Комиссия определила, что здание находится в аварийном состоянии и не подлежит восстановлению. Дом был хороший как память, но это не архитектурный памятник. После того как мы съехали, оно совсем обветшало, там хозяйничали вандалы, все разнесли и разворовали. В новом проекте мы сохранили прежний фасад и часть входного узла. «Исчезающий облик города» – приятная тема для разговора…

 

 

 

Скорее, печальная. Через несколько лет от старой Алма-Аты ничего не останется. Помните здание по проспекту Аблайхана, где раньше находился часовой магазин? Сейчас оно заброшено, вокруг все заросло кураем, а ведь какая была симпатичная архитектура. Как вы думаете, кто виноват в том, что уничтожаются такие уникальные строения?

 

– Время. Их разрушает лемех этих времен и разные ситуации. И ничего с этим не поделаешь. Мы все стареем, ветшаем, как сказал поэт: «Ничто не вечно под луной!»

 

 

 

Я хорошо помню 1987 год, вновь образованный Союз дизайнеров провозгласил манифест, который объединил все творческие союзы, активизировалась их общественная деятельность, столько было планов!

 

– У нас и сейчас планов громадье! Все эти 20 лет мы были увлечены экономическими преобразованиями, социальными и эволюционными изменениями. И случилось то, что случилось: сейчас творческие союзы и общественные организации остались не у дел, и не имеют никакого влияния ни на общественную позицию, ни на политику. А тот рывок в 1987-ом был связан с перестройкой, с новыми идеями, и мы оказались востребованными для политических игр: от творческих союзов делегировались в парламент депутатские представители. Союз дизайнеров сформировал свои амбиции, которые привели к тому, что мы могли воздействовать на актуальный в тот момент процесс суверенизации, самоустройства и национального самосознания. А мое поколение, а это поколение Олжаса Сулейменова, Мурата Ауэзова, Гадильбека Шалахметова, к тому времени было уже зрелым, мы прошло тернии «Жас Тулпара» (молодежное движение 60 – 70-х годов из студентов-казахов, обучающихся в вузах Москвы, Ленинграда, Киева, Риги, Одессы, – прим. автора) и были наполнены национальным самосознанием. Союз дизайнеров попал в атмосферу, когда можно было воздействовать и повлиять на процесс формирования государственной идентификации.

Все это возымело силу, и мы в этом поучаствовали. Но так случилось, что инициативы такой общественной организации, как Союз дизайнеров, с большим трудом, какими-то толиками входили в ранг государственных программ, и должной реакции не имели…

 

 

 

 

 

 

Дизайн как государственная политика

 

 

 

На Ваш взгляд, что нужно изменить в подходе к творческим Союзам и вообще к культуре со стороны государства?

 

– Государство не имело и до сих пор не имеет нормативных и правовых, нормативно-технических основ для легализации такой деятельности как дизайн. Как, к примеру, легализовать свободного художника, который пишет картину Репина «Приплыли». Или Кандинского, или Айтбаева…

Если вспомнить историю, в тяжелое послевоенное время внедрялся знаменитый план Маршалла по возрождению и восстановлению стран-пораженцев – Германии, Италии, Японии (программа помощи Европе после Второй мировой войны, выдвинутая в 1947 году госсекретарем США Джорджем Маршаллом, – прим. автора).

 

 

 

Все ли удалось осуществить из того, что было задумано?

 

– Самое тяжелое, что мы не видим в круговерти этой жизни и суете – нормальной действенной политики в культуре. В последнем обращении главы государства к народу говорится о совершенствовании культурной политики. Это декларация, но реакция пока инерционная, нет системности…

 

 

 

Как выдумаете, с чем это связано?

 

– С исторической реальностью, в которой оказались казахская культура и казахская духовность. События конца XIX и начала XX века трагически сказались на нашей ментальности. В XX веке мы потеряли основу культуры, традиции и корни. В этом повинна инерция восприятия, евроцентризм: кочевая культура не воспринималась как цивилизационная матрица. Все, что было связано с кочевой культурой, с монголо-татарским игом, отрицалось. «Деланность» культуры имеет место быть и есть только в Европе. В России, предположим, отрицание исконной культуры взял на вооружение Петр I и под топор пошли не только бороды, но и чьи-то головы. Появились новые трактовки русской культуры, тем же Карамзиным, которые определи комплекс неполноценности собственной культуры – через призму европейской культуры.

Солидарная культура, родившаяся в Евразии (степь и горы жили в другой среде), привела к истреблению пластов кочевой культуры. Остатки культуры были уничтожены процессом активной индустриализации, на нашей территории были построены мощные промышленные гиганты. И прошла коллективизация. Сталинские репрессии завершили картину, истребив духовных лидеров нации. Географическая карта, созданная Сатпаевым, способствовала раскрытию природных кладовых Казахстана (первый президент Академии наук Казахской ССР получил известность как организатор науки, а также геолог, открывший Улутау-Джезказганское месторождение, крупнейшее в мире по запасам меди, – прим. автора).

 

 

 

Но разве деятельность Каныша Имантаевича не способствовала развитию фундаментальной науки в республике?

 

– Не об этом речь.

Одно дело, строительство, где традиционно сложилась проектная система. Мы не создали базы в других областях, чтобы производить самое элементарное, к примеру, те же гвозди. У нас была программа по импорту-замещению, и мы могли бы заняться производством собственной мебели, стульев, столов и т. д. Но ни один человек в государственной структуре, ни один чиновник не обратился к нам тогда с вопросом: «Как сделать, чтобы это работало?». Я говорил, что мы разработали государственный стиль, были созданы эскизы по экипировке наших Вооруженных сил. Но все наши усилия воспринимались только на уровне рисунка, не больше. Все было отдано на откуп чиновникам, которые разместили заказы не у нас, а в Китае и Турции. И это вместо того, чтобы создать техническую документацию и стандарт. А ведь я ездил по всему миру, изучал, как одеваются солдаты и офицеры НАТО, высматривал все до мелочей, какие у них пуговицы, застежки. На фабрике в Лондоне мы разрабатывали национальную валюту…

Неуважение, непризнание того или другого человека, его талантов и способностей, вошло в систему. И сегодня это привело к тому, что в ближайшем будущем у нас вряд ли будет налажено собственное производство.

Любая программа инновационного развития не может обойтись без дизайна. Любой продукт или среда, в которой мы живем, и живут наши дети – детские сады и школы – могут быть построены на интеллекте дизайнера.

 

 

 

 

 

 

Процветание страны как национальная идея

 

 

У Вас есть свое понимание того, как прийти к процветанию страны и главное – за счет чего?

 

– Очень хочется, чтобы на каком-то этапе мы поняли, что спасение нашей экономики возможно не за счет сырья.

Должен начаться понятийный процесс, а любой процесс, к примеру, программа развития агломерации, о которой объявил президент, окажется несостоятельной без участия профессионалов, представителей культуры и науки.

 

 

 

Поясните, что такое агломерация?

 

– Это региональное объединение всей территории, предположим, в алматинскую агломерацию входит Алматы и область, территория, соединенная экономическими, географическими, социальными и культурными связями. Предполагается системное развитие разных агломераций – астанинской, алматинской. Огромная территория должна включать всю социально-экономическую, индустриально-промышленную инфраструктуру, с населением до 2,5 – 3 миллионов человек.

Несколько лет назад была принята программа «Генеральная схема развития Казахстана», выполненная группой чиновников и некоторыми привлеченными специалистами. Но прецедента большого научно-изыскательского продукта тогда не получилось, хотя были затрачены огромные средства, и формально она была утверждена правительством.

Как раз сегодня я должен присутствовать на заседании рабочей группы по разработке генерального плана алматинской агломерации: без консолидации научных, интеллектуальных сил выполнить такую программу невозможно. А для этого необходимо глубинное исследование нашего прошлого и настоящего. Всесторонний анализ и исследования позволят понять, откуда идут основы развития того или иного региона, промышленного или аграрного. Почему где-то наблюдается демографический всплеск, а где-то критическое положение. Почему безработица выше в одних областях и т. д. Без системного подхода и глубинного анализа, исторического, экономического, географического, мы уже убедились, результата не будет...

 

 

 

Сегодня профессия дизайнера является востребованной и привлекательной, есть ли в этом заслуга вашего Союза? И в чем вы видите перспективу дальнейшего развития вашей деятельности?

 

– Мы сделали то, чего не сделало государство - легализовали профессию дизайнера, которой 25 лет назад в стране не было. Создали школу дизайна, открыли факультеты, кафедры, отделения в 13 вузах республики. Разработали методику обучения. Но в тарификационном справочнике профессию «дизайнер» вы не найдете, его называют как угодно: художником, оформителем, конструктором.

У нас нет структуры, которая занимается промышленным дизайном, хотя чиновники периодически рапортуют президенту об успехах в производстве, к примеру, собственных автомобилей. На самом деле они не наши, а российские. Или телевизоров, которые делают в Китае, Корее или в Турции, а здесь производится сборка.

В свое время Тэтчер, придя к власти, для формирования программы индустриально-инновационного развития страны создала Королевский институт дизайна, куда были привлечены лучшие умы Великобритании. Проводились исследования, на какой уровень поднять той или иной национальный продукт, чтобы сделать его конкурентоспособным в мире. Германия в послевоенное время подняла свою индустрию за счет привлечения и консолидации интеллектуальных сил – проектировщиков, технологов, дизайнеров. Япония возвела дизайн в ранг государственной политики.

Многие ошибочно думают, что дизайн это украшательство или оформительство. А дизайн – это образ мышления. Существует и такое понятие как оргдизайн. Это система организации внутри любой структуры – с целью улучшения взаимодействия всех ее составляющих.

Я неоднократно обращался в правительство с идеей создания Национального центра дизайна у нас в Казахстане. Пока этот вопрос остается открытым…

 

 

 

Салтанат ИСМАГУЛОВА

 

 

 

 МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ

 

 

 

Образ кратера в архитектуре как символ идентичности творчества и природной стихии

 

Дом творчества «Шабыт», построенный по проекту архитекторов Ш.У. Матайбекова и Е.С. Кыдырова в 2010 году в Астане, располагается на проспекте Независимости 10, напротив Президентского парка и здания Дворца мира и согласия, рядом с Дворцом Независимости.

 

АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО

Читать

 

 

 

Золотые ворота Акорды

 

Статья посвящена архитектуре комплекса «Дом министерств», частью которого являются золотые конусовидные парные высотки, фланкирующие ось правительственного здания Акорда при выходе на бульвар Нуржол.

 

АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО

Читать

 

 

 

БАХЫТ НУРМАНОВ: «Патриотизм и профессионализм – наши главные преимущества»

 

Изменившиеся экономические условия стали суровой «проверкой на прочность» для строительных компаний. Об ингредиентах «рецепта успеха» журналист «Новой эры» побеседовал с Бахытом Алдановичем Нурмановым,  генеральным директором TOO «HK Регион ГидроСтрой».

АРХИТЕКТУРА  И СТРОИТЕЛЬСТВО

Читать

Адрес редакции:

 

Республика Казахстан, 050026, г. Алматы,

ул. Кожамкулова,16В

 

Тел.:  +7 (727)233 50 42

 

Моб.: +7 702 765 20 00

            + 7 777 276 64 32

 

e-mail: novaera01@bk.ru

Издается  с января 2014 г.

Зарегистрирован в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Регистрационное свидетельство №15904-Ж от 25.03. 2016 г.

Собственник и издатель – ИП «Костина И.А.»

 

Отправка формы…

На сервере произошла ошибка.

Форма получена.